Полный вариант отчета о контент-анализе

Отчет о проведенном контент-анализе СМИ
(период 15.11.2009 г. – 28.02.2010 г.)

За отчетный период было проанализировано 11 источников: 6 печатных СМИ: 1 ежедневная газета «Комсомольская правда в Белоруссии», 5 еженедельных «Аргументы и факты», «Наша ніва», «7 дней», «Вечерний Минск» (пятница), «Обозреватель» и 5 интернет-источников: ежедневный портал tut.by и 4 еженедельные газеты «Заўтра тваёй краіны», «Солидарность», «Хартия' 97», NGO.by.

Было вычитано 27.448 статей (статей и заметок, включая письма читателей), из них 556 были посвящены пожилым людям, где описывается и транслируется определенный образ пожилого человека. Это составило всего лишь 2% от общего количества.

Тема насилия над пожилыми встречается и того реже, все лишь 13% от общего количества статей о пожилых, практически не встречается материалов на данную тему, где более 250 слов. Обычно это короткая заметка, констатация факта об уголовном деле.

Печатные СМИ

В процентном соотношении статей на тему пожилого человека больше. На 6.129 статей приходится 322 статьи, описывающих образ пожилого человека, что составляет 5,4% от общего количества статей. Эта цифра варьируется от 3,1% до 7% в зависимости от издания. Средняя частота сообщений – 2,5 на один номер, что также варьируется в зависимости от издания в пределах 1,9 до 5,9 статьи на номер. По тематике материалов 48% составляют описания и интервью с пожилыми публичными и известными личностями (писатели, звезды шоу-бизнеса, кино и т.д.). Объем данных материалов очень редко снижается меньше 350 слов, обычно более 500, а зачастую около 1000 слов в материале (что является целой страницей, а иногда и разворотом). Практически 93% материалов о публичных личностях пожилого возраста имеют визуальные послания в виде фотографий, максимальное количество 8 штук на материал, минимум – 1 фотография. Обычно это высокохудожественные снимки звезд, где они выглядят ухоженными, улыбающимися, счастливыми, в опрятной одежде, на фоне символов, подтверждающих их состоятельность (семья, апартаменты, машины, встречи с политиками). Фотографией пожилого человека сопровождаются даже заметки о его любимом блюде. Эпитеты, характеризующие образ пожилого публичного человека, следующие «моложавый и крепкий; в голосе слышится металл; известный; сметливая голова; предприимчивый; символ бескорыстия; упорство в своем стремлении делать добро; скромный; интеллигентный; воспитанный не так как сейчас; целый день на работе; одиночество – это редкие минуты отдыха; похоронен достойно; защитник своих прав; дедушка, который способен помочь в чем-то разобраться; народная артистка; сердце-то молодое; творческая личность;, человек, который растворился в работе; гениальный; неповторимый; мэтр; автор знаменитых произведений; почетный гражданин; замечательная актриса; талантливый человек; легендарная личность».

Теме насилия посвящено только 39 (12%) статей. Данные заметки редко превышают объем в 300-350 слов, сопровождаются визуальными посланиями в 7% статей. Маленькие и незаметные, они несут в себе только констатацию факта, описания происшествия. Субъектами насилия в данных заметках выступают: 46% - внуки, дети, 13% - партнеры, 22% - незнакомые люди, мошенники, 19% -сами пожилые люди.

Также в тематике сообщений встречаются: к 65летию ВОВ – 19% статей, необычные случаи, уникальные люди – 8%, информация о пенсиях, коммунальных, обратная связь и письма читателей – 12%. Визуальными посланиями сопровождаются только 14% статей, где образ пожилого человека, часто одинокий, с грустным взглядом, с тросточкой, «просящий милостыню». Позитивный образ встречается только в статьях про необычные случаи. Эпитеты, сопровождающие образ пожилого человека в таких случаях: старик; тяжело больной; обрадованный, что кто-то с ним поговорил; нуждающийся человек, считающий каждую копеечку; устало плетется седовласый мужчина; сутулый стрик в теплых ботинках; «прощай молодость»; злобные бабушки; вредные бабульки которые перемывают всем косточки; ворчливый и вредный дед; вечно кряхтящий, дряхлый старик; одинокий; полуслепые; на костылях». А зачастую, в статье никак не описан пожилой человек, а есть только констатация факта «пенсионер, пожилой, 116-летняя минчанка и т.д.»

Интернет-СМИ

Отличается от печатных СМИ формой подачи материала (в основном это отдельные статьи, которые не сливаются с другими текстами и фотографиями, добавляются в любое время суток, не выходят периодично как периодика). В отличие от газет, где присутствует эмоциональная окраска, художественное описание, в интернете – только констатация фактов. Статьи о пожилых людях составляют 1% от общего числа сообщений (224 статьи из 21319), это самый низкий процент из всех источников. Зачастую это короткие новостные заметки, взятые из информационной ленты новостных агентств. Эпитеты, характеризующие образ пожилого человека, крайне скудны «бабушка, дедушка, пожилой, ветераны ВОВ, пенсионеры, 85летний старик…». Только в описании уникальных людей и ситуаций можно встретить описание «брежневские лизоблюды, палачи, сталинские соколы, голосистый дедушка, все понимающий и умеющий прощать, достойный всех почестей мира, колоритный старик и т.д.». Количество статей о публичных пожилых людях на порядок выше, чем в печатных СМИ, и составляет более 55%. Только в одном источнике в интернете встречаются такие категории как «бывшие малолетние узники фашизма», «жертвы национал-социализма», «узники концлагерей, гетто», «принудительные рабочие», «свидетели второй мировой войны» и т.д. Но в данном источнике пожилые люди выступают только как получатели социальных услуг.

Общественное объединение «Радислава»

Обсудить материал на Форуме