Текст приветственного слова Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь Петера Деттмара:
Уважаемая госпожа Фазель,
уважаемая госпожа Аношко,
уважаемые дамы и господа,
позвольте мне, прежде всего, сердечно поблагодарить Вас, дорогая госпожа Аношко, за приглашение на открытие сегодняшнего мероприятия по случаю десятилетнего юбилея программы «Место встречи: диалог». Я хотел бы также выразить Вам, дорогая госпожа Аношко, и всем тем, кто в течение этих десяти лет с такой безграничной отдачей неустанно работал в рамках программы и тем самым в интересах, как правило, очень пожилых людей, которые в годы Второй мировой войны были жертвами национал-социалистов и германской оккупации.
Хотя этой программой нельзя исправить совершённое беззаконие, тем не менее она является скромным выражением признания преступлений, совершённых немцами в отношении невинных граждан сегодняшней Республики Беларусь.
Дамы и господа,
уже вскоре после основания Федеративной Республики Германия в 1949 года Федеральное правительство придало особый приоритет вопросам моральной и финансовой компенсации совершённого нацистским режимом беззакония и по сей день остаётся верным этой обязанности. Хотел бы, как меня просили, предоставить краткий, далеко не исчерпывающий обзор по этому поводу. Позвольте мне начать с трёх цитат, в которых этот особый приоритет отражён особенно показательно: 27 сентября 1951 года Канцлер Федеративной Республики Германия Аденауэр в Германском Бундестаге чётко признал историческую ответственность Германии за искупление вины: «Федеральное правительство и вместе с ним подавляющее большинство немцев глубоко осознают неизмеримые страдания, пережитые евреями Германии и евреями оккупированных территорий в период национал-социализма […] От имени немецкого народа были совершены невыразимые преступления, накладывающие на нас обязательство моральной и материальной компенсации, как в отношении индивидуального вреда, нанесённого евреям, так и в отношении еврейского имущества, на которое сегодня некому претендовать». Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель подтвердила во время визита в Иерусалим в апреле 2007 года: «Только целиком и полностью приняв неизменную ответственность за это самое ужасное время и за самые чудовищные преступления в своей истории, моя страна, Германия, сможет строить будущее – только так и не иначе». И, наконец, Президент Федеративной Республики Германия Франк-Вальтер Штайнмайер помимо прочего сказал 29 июня в своей речи по случаю открытия части «Благовщина» мемориального комплекса «Тростенец»: «Мы никогда не должны забывать: цель войны на уничтожение, развязанной Германией, состояла в том, чтобы стереть с лица земли эту страну и людей, которые в ней жили… В Германии путь к памяти об этих преступлениях был долгим, слишком долгим. Нам много, слишком много времени понадобилось для того, чтобы осознать нашу ответственность. Сегодня наша ответственность в том, чтобы поддерживать знание о том, что здесь происходило… И поэтому сегодня я, как Президент Германии, как немец и как человек, стою здесь перед Вами с чувством благодарности за знаки примирения, переполненный чувством стыда и скорби за те страдания, которые немцы принесли Вашей стране».
Уважаемые дамы и господа,
уже в первые послевоенные годы, то есть ещё до основания Федеративной Республики Германия в мае 1949 года, державы-победительницы приняли в западных зонах оккупации правовые нормы о возврате еврейского и прочего имущества, изъятого национал-социалистским режимом, а также о компенсациях лицам, подвергавшимся преследованиям со стороны нацистов, за ущерб, нанесённый их жизни, свободе и здоровью. Основные положения этого законодательства были включены в Договор об урегулировании вопросов, возникших в результате войны и оккупации, и были в значительной степени реализованы Федеральным законом 1956 года о компенсациях жертвам национал-социалистских преследований , а также Федеральным законом 1957 года о реституции. На основании Федерального закона о компенсациях жертвам национал-социалистских преследований по причинам принадлежности к определённой расе, религии или Приветственное слово по случаю 10-летия программы мировоззрению было предоставлено право на пенсию с целью компенсации за ущерб, нанесённый их жизни и здоровью, свободе, имуществу, доходам, профессиональному или экономическому развитию. На основании Федерального закона о реституции могли быть предъявлены иски против Германского Рейха о возмещении вреда вследствие изъятия имущественных ценностей. Двум большим федеральным законам о компенсациях предшествовало достижение договорённостей с Израилем. Подписанным в сентябре 1952 года в Люксембурге Соглашением с Израилем Германия согласилась на выплату трёх миллиардов немецких марок в качестве «глобальной компенсации возникших расходов на интеграцию изгнанных и лишённых средств к существованию еврейских беженцев из Германии и районов, ранее находившихся под властью Германии». Однако, компенсации в связи со всё ещё имевшимся на тот момент дефицитом валюты в течение многих лет осуществлялись в форме товарных поставок и услуг. Дополнительно «Конференции по материальным претензиям евреев к Германии» (Клеймс Конференс) были выплачены 450 миллионов немецких марок для поддержки, интеграции и расселения еврейских жертв национал-социалистских преследований за пределами Израиля. Помимо этого в период с 1959 по 1964 Федеративная Республика Германия заключила так называемые глобальные соглашения о компенсациях с двенадцатью западно-европейскими государствами (в 1990-ых годах также и с США). Каждое государство – участник соглашений получило от Германии фиксированный платёж для выплаты «тем, кого преследовали по расовым, религиозным или идеологическим причинам, людям, которые в результате этого преследования пострадали от физических травм или потери свободы, а также в особенности в пользу близких погибших в результате преследований жертв».
Уважаемые дамы и господа,
по мере эмиграции большого количества евреев из тогдашнего Советского Союза в Израиль, США и другие страны встал вопрос о компенсациях и для этого круга лиц. Жертвы нацизма из управляемых коммунистами государств Варшавского договора были исключены из сферы действия Федерального закона о компенсациях, а окончательный срок подачи ходатайств истёк в конце 1969 года. По инициативе Германского Бундестага федеральное правительство приняло директиву об учреждении специального фонда: жертвы нацизма, которые до того времени по независящим от них причинам не были охвачены утверждёнными законом компенсациями, могли при определённых условиях ходатайствовать о выплате единовременного пособия. Административная реализация этой директивы, рассматривавшейся как способ решения особо тяжёлых случаев в пользу переживших Холокост, была передана Клеймс Конференс. После воссоединения Германии данная программа была расширена. Статья 2 дополнительного соглашения от 18 сентября 1990 года к Договору об объединении Германии предусматривала заключение между Федеративной Республикой Германия и Клеймс Конференс соглашения о дальнейших компенсациях в пользу еврейских жертв нацизма, не получивших до того момента компенсаций. С этого момента в ходе регулярных переговоров между Федеральным министерством финансов и Клеймс Конференс программы помощи усовершенствуются и адаптируются к изменяющимся потребностям пострадавших. Соглашение в рамках статьи 2 в 2012 году было в ходе переговоров доработано, чтобы сделать его более понятным, а также с целью расширения круга правомочных лиц. Здесь речь идёт в особенности о расширении компенсаций на территорию бывшего Советского Союза и Восточной Европы. В результате продолжившихся 27 и 28 августа 2014 года переговоров по статье 2 между Федеральным министерством финансов и Клеймс Конференс был ликвидирован ещё один пробел в нормативных актах. Насильственными действиями нацистов здоровью многих еврейских детей был нанесён существенный вред. Для оказания целенаправленной помощи этим людям, тяжело пострадавшим в детстве, договаривающиеся стороны достигли соглашения об учреждении общего фонда. Данные средства должны были обеспечить выплату единовременного пособия в качестве дотации для финансирования терапевтических, психологических и медицинских услуг.
Дамы и господа,
в продолжение германо-американского межправительственного соглашения от 17 июля 2000 года Германский Бундестаг принял закон об учреждении Фонда «Память, ответственность и будущее». Федеративная Республика Германия и германские предприятия за счёт взносов в размере 50% от общей суммы сформировали уставной фонд в 10,1 миллиардов немецких марок. Из этих средств до конца 2006 года около 1,7 миллиона бывших подневольных работников Германского Рейха в почти 100 странах получили компенсационные выплаты. Большая часть общей суммы компенсаций была направлена бывшим принудительным работникам из Польши, России, Беларуси и Украины. Часть уставного фонда в сумме 700 миллионов немецких марок была зарезервирована для так называемого Фонда будущего, который является на сегодняшний день активной частью Фонда «Память, ответственность и будущее», поддерживающего за счёт доходов с капитала проекты по увековечиванию памяти жертв национал-социалистского режима, включая встречи с очевидцами и сотрудничество между молодыми людьми.
Дамы и господа,
в заключение хотел бы сказать, возвращаясь к поводу этого мероприятия: Не менее важными, чем финансовая помощь, являются проекты, содействующие общественному признанию жертв национал-социализма и улучшению качества их жизни путём их участия в общественной жизни. Одним из таких проектов является программа «Место встречи: диалог» фонда «Память, ответственность и будущее», координатором которой здесь в Беларуси выступает Международное общественное объединение «Взаимопонимание». За обширную и неустанную работу, которую Вы и Ваши партнёры проводите в интересах и на благо людей, переживших национал-социалистские преследования, я хотел бы ещё раз сердечно поблагодарить Вас, дорогая госпожа Фазель, дорогая госпожа Аношко.
Желаю успеха дальнейшему продолжению запланированных на сегодняшний и завтрашний день мероприятий в рамках 10-летнего юбилея и благодарю за внимание.